Когда нам хочется есть, желудок добавляет зоркости нашим глазам — но зоркость эта избирательная, нацеленная прежде всего на то, что имеет хоть какое-то отношение к пище.
Наши органы чувств отнюдь не всегда сообщают нам независимую и объективную информацию об окружающем мире: на их работу колоссальное влияние оказывает то, что происходит у нас в голове. И это не завуалированная колкость в адрес прошедших выборов: всякий может вспомнить случаи (даже из собственного опыта), когда какие-то переживания буквально «туманили взор», заставляли пропускать что-то мимо ушей и т. д. Проблема в том, что до сих пор психологи и нейрофизиологи почти не имеют достоверных сведений об этом феномене. То есть ребёнку, выросшему в бедности, монеты кажутся больше, чем они есть, а голодному картинка из кулинарной книги представляется ярче и заманчивей. Обо всём этом психологи знали, но не было известно, на каком этапе происходит искажение, — на уровне первичной рецепции и обработки информации или на уровне высших аналитических центров мозга.
Исследователи из Университета Ниццы — Софии Антиполис (Франция) решили это выяснить и поставили следующий эксперимент. 42 студента, не страдающих ни от избыточного веса, ни от чрезмерной худобы, должны были не есть 3–4 часа. После этого половина испытуемых сразу приглашалась в лабораторию, а половина отправлялась на ланч, чтобы появиться у психологов через час. В ходе эксперимента на экране монитора появлялись один за одним 80 слов, каждое из которых держалось на экране одну трёхсотую секунды. Размер шрифта был маленьким, на границе различения. Четверть слов соотносилась с едой. После каждого слова у добровольцев спрашивали, насколько яркой им виделась надпись, и просили указать, какое из двух похожих по написанию слов они видели: например, gateau (пирожное) или bateau (лодка). Все слова появлялись на слишком короткое время, чтобы действительно можно было их прочесть.
Последнее условие эксперимента было ключевым. Как оказалось, голодные студенты лучше различали слова, относящиеся к пище, и видели их более яркими. Прочесть они их не могли — а значит, делают вывод исследователи, желудок может влиять на само восприятие зрительной информации, а не только на её переработку в высших нервных центрах. В данном случае эти центры не получали никакой информации: участники эксперимента просто не успевали читать появляющийся текст.
Иными словами, когда нам хочется есть, желудок напрямую связывается со зрительной корой, заставляя глаза лучше видеть потенциальные источники пищи. Звучит вполне логично, но чтобы получить этому окончательное подтверждение, придётся подождать данных нейрофизиологии.
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Psychological Science.
Кирилл Стасевич
Источник информации: science.compulenta.ru