Оливковое масло и рыба спасут от панкреатита

Отруби для здоровья и красоты

Средиземноморская диета спасает от панкреатита

Рис сделают устойчивым к глобальному потеплению

Рис сделают устойчивым к глобальному потеплению

Учёные из Университета Квинсленда (Австралия) обнаружили, что древний «родственник» современного риса содержит гены, которые потенциально способны уберечь урожаи злака от разрушительного воздействия глобального потепления.

В ходе исследования сравнивались дикий ячмень и рисовидка, растущие в Австралии, с теми, что культивируются в регионе «плодородного полумесяца», откуда пошло земледелие. «Плодородный полумесяц» — это полоса плодородных земель в Передней Азии, местоположение древнейших земледельческих поселений, колыбель Ассирийской, Вавилонской, Финикийской, Шумерской цивилизаций. Территория занимает две с лишним тысячи километров от Нила в Египте до вод Персидского залива на западе.

Проект реализовывался в сотрудничестве с профессором Эвиатаром Нево из Института эволюции в Израиле. Для изучения генетического «портрета» диких популяций сородичей риса г-н Нево использовал новейшие технологии секвенирования ДНК.

Профессор Роберт Генри, возглавивший коллектив исследователей, полагает, что открытие защитных генов имеет мировое значение: теперь можно будет вывести рис, которому не страшны никакие климатические изменения. Обнаруженные гены делают растение устойчивым к патогенным грибкам и бактериям, которые атакуют злаки, когда те находятся в условиях стресса.

Отчёт с результатами работы опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Рис — всему голова для трёх миллиардов землян, которых он сполна обеспечивает пищей. Однако более 25% мирового урожая этого злака собираются там, где погодные условия экстремальны. Даже умеренный рост глобальной температуры приведёт к снижению урожайности злака в Азии. За последние 25 лет глобальное потепление уже уменьшило урожаи в главных центрах производства риса на 10–20%. К середине века, если верить прогнозам, температура поднимется настолько, что в некоторых районах выращивать его будет уже нельзя.

Эльвира Кошкина