Пастеризованное молоко может стать причиной повышения риска развития рака

Витамин D защищает от возникновения рака толстой кишки

Как определить свежесть мяса

Выведена корова, дающая гипоаллергенное молоко

Выведена корова, дающая гипоаллергенное молоко

Исследователи из компании AgResearch (Новая Зеландия), используя методы генной инженерии, создали корову Дейзи; она производит молоко, почти не содержащее белка бета-лактоглабулина, который способен вызывать аллергические реакции на коже, в пищеварительной и дыхательных системах (особенно у младенцев).

Причина частых аллергических реакций на этот белок довольно очевидна. Женское молоко его не содержит, что заставляет иммунную систему новорождённого распознавать бета-лактоглабулин как враждебный, запуская воспаление. Исследования показывают, что как минимум 1 из 12 младенцев сталкивается с аллергической реакцией на молочную сыворотку, представляющую собой смесь примерно десяти белков, включая основной компонент, бета-лактоглабулин (хотя большинство детей в итоге перерастают эту проблему).

Вот уже несколько десятилетий производители пищевых продуктов в качестве обязательной меры предосторожности проводят гидролиз молочной сыворотки, содержащейся в молочных продуктах, стараясь снизить их потенциальную аллергенность. В первую очередь это касается детской формулы, которая основана на гидролизованном молоке. Но, несмотря на эти меры, значительный риск возникновения аллергии, вызванной остаточным содержанием негидролизованных коровьих белков, всё равно сохраняется. Кроме того, всё это отрицательно сказывается на пищевой ценности молока, теряющего многие полезные компоненты.

Правда, природа в долгу не осталась. Специалисты указывают на то, что хотя молоко, даваемое ГМ-коровой Дейзи, действительно не содержит аллергенного бета-лактоглабулина, в нём присутствует куда бóльшая, чем в обычном молоке, концентрация казеина, другого не входящего в состав молочной сыворотки белка, который… тоже способен вызывать аллергию.

И всё-таки как была создана гипоаллергенная корова? Для этого учёные использовали два «инструмента» — технику «переноса клеточного ядра», позволившую получить овечку Долли, а также относительно новую методику блокирования генов с помощью интерферирующих РНК.

Вначале для выключения гена, ответственного за производство бета-лактоглабулина, в соматические клетки коровы был внедрён фрагмент РНК. Затем трансгенные ядра перенесли в неоплодотворённые яйцеклетки, часть из которых после необходимой стимуляции превратилась в эмбрионы. В общей сложности было имплантировано 57 клонированных таким образом эмбрионов, что позволило получить пять беременностей, но отёлом завершилась только одна (ещё одна была прервана искусственно для изучения клеточных образцов). Дейзи родилась на четыре недели раньше срока и... без хвоста (эпигенетический дефект?).

Стоит ли овчинка выделки? Можно ли получить стада таких коров (учёные пока не знают, способна ли Дейзи к размножению)? Да и проблему аллергии это всё равно до конца не решает: тут и остаточное количество бета-лактоглабулина (природу не так-то просто обмануть), и повышенное содержание казеина. И так ли уж много людей жалуется на молочную аллергию (младенцы не в счёт, для них и гидролиз неплохо работает)? И главное: вкус у гипоаллергенного молока совсем другой. Младенцы лучшего не знают (если материнское не пробовали), а взрослым эта жидкость вряд ли понравится.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Роман Иванов