:: √астроэнтерологи€ ::

:: »нформаци€ ::

:: ѕопул€рные статьи ::

”потребление фруктов и овощей и риск развити€ инфекций верхних дыхательных путей у беременных

Ќекоторые рецепты королевской кухни способны избавить от диабета и рака

Ћюди с нормальным весом должны есть меньше

яндекс цитировани€

»збыток углеводов может вызвать не только ожирение, но и рак

¬ерси€ дл€ печати
»збыток углеводов может вызвать не только ожирение, но и рак

Ќалега€ на углеводы, вы не только можете спровоцировать ожирение, но ещЄ и серьЄзно рискуете заболеть раком. —в€зь между ожирением и диабетом замечена давно, об этом говорили данные множества статистических исследований. ƒа и, с другой стороны, не может же рак существовать отдельно от метаболизма, поэтому сильные метаболические возмущени€ должны как-то сказыватьс€ на веро€тности по€влени€ злокачественных клеток. Ќо механизм такой взаимосв€зи долгое врем€ оставалс€ не€сным, и исследовател€м оставалось довольствоватьс€ статистическими коррел€ци€ми.

ќднако учЄным из Ќационального института здоровь€ (—Ўј), по-видимому, удалось расшифровать молекул€рный механизм, св€зывающий рак и избыточный вес. ¬ статье, опубликованной в Nature Communications, авторы рассказывают о взаимоотношени€х двух белков Ч BRCA1, св€занного с раком груди, и CtBP (C-terminal binding protein), который подавл€ет активность гена BRCA1. ѕредыдущие эксперименты показали, что CtBP реагирует на метаболический тонус клетки: когда клетка получает много энергии (что обычно происходит в св€зи с притоком углеводов), этот белок включаетс€ и подавл€ет ген BRCA1. ≈сли же BRCA1 работает плохо, это открывает дорогу раку.

Ёксперименты проводились на культурах раковых клеток человека. Ќа сей раз учЄные анализировали широкий спектр генов, на которые вли€ет CtBP, и в первую очередь обращали внимание на то, как прочно этот белок-регул€тор св€зываетс€ с генами и как это соотноситс€ с ростом опухоли.  роме того, авторы работы пытались подавить активность самого CtBP, чтобы посмотреть, что из этого получитс€. ќказалось, что чем хуже работает CtBP, тем лучше обсто€т дела с клеточной ƒЌ : она своевременно ремонтируетс€ от повреждений, так что клетка растЄт нормально, не предава€сь неконтролируемому делению. ¬ то же врем€ в самых агрессивных опухол€х CtBP работал лучше всего. » повышенный уровень этого белка заметно ухудшал клинический прогноз: имевшие избыток CtBP сильнее рисковали умереть от рака.

“о есть получаетс€ така€ цепочка: приток углеводов (сахара, крахмала и т. д.) активирует CtBP, а он, в свою очередь, подавл€ет гены, которые след€т за тем, чтобы клетка оставалась нормальной, не раковой. » существование этой молекул€рной цепочки удалось показать как на примере живых клеток, так и с помощью медицинской статистики. —ловом, от низкокалорийной диеты может быть двойна€ польза: и тали€ останетс€ на месте, и веро€тность заболеть раком будет низкой.

ћожно ли ослабить рак с помощью диеты, исследователи пока не знают, зато, по их словам, специальный ингибитор CtBP позвол€ет восстановить активность подконтрольных ему генов, не снижа€ уровень сахаров в рационе клетки. Ќо можно ли таким способом остановить или обратить рак всп€ть? Ёто нужно проверить дополнительными экспериментами.  роме того, остаЄтс€ вопрос, работает ли эта молекул€рна€ взаимосв€зь в других видах рака, ведь пока что исследователи имели дело только с опухол€ми молочной железы.

ирилл —тасевич

»сточник заметки: science.compulenta.ru

12/02/2013

:: ѕоследние новости ::

ак правильно хранить морковь?

—тало известно, какой эффект можно получить от кофе