Галеновые препараты от «БЭГРИФ»

Запах свежеиспеченного хлеба способен сделать человека намного добрее

Зелёный чай защищает женщин от некоторых видов рака

Конфеты могут быть полезны для зубов

Конфеты могут быть полезны для зубов

Если правильно подобрать ингредиенты леденца, его регулярное употребление предотвратит кариес.

Учёные находят всё новые и новые способы обойти тот факт, что нам порой приходится расплачиваться за невоздержанность в самых разных её проявлениях. Очередное беспроигрышное решение — сладости, которые предотвращают порчу зубов.

Берлинские исследователи показали, что перекатывание во рту леденца, содержащего бактерии определённого типа, действительно снижает концентрацию в слюне бактерий, приводящих к образованию дырок в зубах. В итоге мы имеем отличное средство гигиены ротовой полости, которое не вызовет возражений ни у детей, ни у взрослых.

Целебную бактерию выделили более чем из восьмисот штаммов. Называется она Lactobacillus paracasei и относится к классу пробиотиков, встречающихся в молочных продуктах (йогурте, кефире). Неспорогенная бактерия однажды уже отличилась: было показано, что она лечит диарею у младенцев (поэтому её можно найти среди ингредиентов детского питания). Обитая во рту, она предотвращает размножение Streptococcus mutans — бактерии, которая прилипает к зубам и производит кислоты, растворяющие эмаль.

«L. paracasei можно добавить почти в любой продукт, — подчёркивает ведущий автор исследования Кристина Ланг, основавшая биотехнологический стартап Organobalance. — Это вам не ксилит, которым удаётся снабдить только жевательную резинку. Бактерия эффективна и в зубной пасте, и даже в карамельке».

Эффективность подхода тесно связана с тем, что, подобно слизистому покрытию кишечного тракта, рот содержит прорву микроорганизмов (на сегодня идентифицировано около тысячи видов, и это явно не предел), которые обитают на дёснах, языке и зубах. Целый божий день они размножаются и поглощают органику, остающуюся у нас во рту после приёма пищи. Экосистемы и кишечника, и рта весьма хрупки: любое нарушение баланса (например, из-за активизации патогенного штамма Streptococcus mutans) может привести к воспалению и серьёзному заболеванию.

L. paracasei присоединяется к Streptococcus mutans и не даёт бактерии закрепиться на зубе. При этом L. paracasei совсем не обязательно быть живой. Этот тезис подтверждён экспериментом с участием шестидесяти добровольцев, которым надлежало за два дня рассосать пять мятных конфеток с мёртвыми L. paracasei. Содержание Streptococcus mutans снизилось в слюне 75% участников. Кроме того, хорошие результаты зафиксированы по сравнению с плацебо сразу после приёма первого леденца.

Разумеется, коллеги требуют более продолжительных и масштабных экспериментов. Джеймс Бейдер из Северо-Каролинского университета (США) считает, что продемонстрирован сравнительно небольшой и временный эффект. По его мнению, следует бороться прежде всего не с бактериями в слюне, а непосредственно с биоплёнками на самих зубах.

Ну а г-жа Ланг уверяет, что регулярное создание во рту среды, неблагоприятной для Streptococci mutans, со временем значительно снижает формирование биоплёнок. У крыс, которым на протяжении 42 дней давали корм с L. paracasei, зубной кариес встречался заметно реже. Запланирован аналогичный опыт на людях.

Следует заметить, что, хотя конфеты с содержанием L. paracasei находятся лишь на ранней стадии разработки, эта бактерия применяется в зубной пасте, которая уже активно продаётся. Кроме того, исследователи из Австралии и Новой Зеландии обнаружили ещё один полезный штамм S. salivarius K12, который подходит в качестве ингредиента пастилок для освежения дыхания.

Наконец, леденцы имеют ещё и то преимущество, что, в отличие, скажем, от средств для полоскания рта, не выводят из ротовой полости хорошие бактерии вместе с плохими.

Результаты исследования опубликованы в журнале Probiotics and Antimicrobial Proteins.

Дмитрий Целиков